Управление многоквартирными домами в регионах России
  • Ответственность
  • Оперативность
  • Открытость
+7 (495) 662-98-17
23 Июня 2015, вторник
88efdf30372e82fe5e3b70161a82b626.JPG

Как заявили представители Минстроя РФ на пресс-конференции, лицензирование прошло успешно. Выдано 11 тыс. лицензий. Всего заявились 15 тыс. УК, из них 12,5 — действующие и 2,5 тыс. — вновь образованные. Сквозь лицензионное сито не прошли 13% участников. Главный идеолог реформы замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис явно доволен проделанной работой. «Лицензирование позволяет защитить права граждан и мотивирует управляющие компании, получившие лицензии, работать добросовестно и качественно», — заявляет чиновник в интервью. Однако эксперты, знающие, как на самом деле проходила реформа, говорят: лицензирование не навело порядок, а породило новые проблемы.

Передел рынка



9ab8f9620775d7c2ef546a8eb5ab9dcb.jpg

«Единственный позитивный момент лицензирования — это то, что руководители УК выучили законы. Вся остальная реформа не стоит выеденного яйца, — считает Вера Москвина, руководитель московского НП “ЖКХ Контроль”, исполнительный директор Межрегио­нальной гильдии УК. — Закон о лицензировании я называю отраслевым геноцидом. Произошло банальное перенаправление денежных потоков. Муниципальные чиновники и их друзья подсуетились, быст­ро создали свои “нулевые” УК и благополучно получили лицензии. При этом многим профессиональным организациям лицензию не дали.

Я согласна: надо бороться с компаниями, которые воруют деньги у ресурсников и ничего не делают для граждан. Но вот в чём парадокс — многие вороватые конторы непотопляемы, потому что за ними стоят серьёзные дяди. И они в первую очередь получили лицензии! Естественно, ни о каком улучшении качества обслуживания населения речи быть не может. Оно только ухудшится. Мало того, сейчас наблюдается следующая тенденция. Конторы-пустышки берут на подрядные работы старые УК, и те продолжают обслуживать свои дома. В результате количество посредников между жителями и ресурсоснабжающими компаниями только вырастает, а значит, расходы на их содержание лягут на плечи несчастных собственников».


3db2d3728732dd002fedd1238685a13b.jpg

«Результат лицензирования — это передел рынка, — считает Андрей Широков, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ. — Если присмотреться к компаниям, которые не получили лицензии, можно увидеть, что это независимые фирмы, в учредителях которых не было представителей власти. Большинству не выдали лицензии за нарушение раскрытия информации. Правда, подтвердить это возможно только по актам проверки, а их нет... Ни одну УК не проверяли по жалобам граждан. К нам в ТПП поступает очень много жалоб. Вот одна из них, подписанная представителями 37 компаний г. Улан-Удэ: “Процедура выдачи лицензии была проведена в интересах определённого и очень узкого круга лиц, в чём усматривается цель передела рынка ЖКХ. Фактически 95% компаний вытеснили с рынка, от этого пострадали и жители, и работники. 4 тыс. человек остались без работы”. Подобная ситуация в большинстве городов. И это только начало передела собст­венности. Чиновники меняются, а значит, придёт новый мэр и создаст свою УК, потому что это великолепный бизнес для его друзей и родственников».


Бесхозное жильё

В результате лицензирования тысячи домов в стране оказались бесхозными. Региональная пресса пестрит заголовками: «720 домов в Чувашии остались без УК», «Почти 300 домов в Нижнем Тагиле без управления» и т. д.


387760cce3f92fccb9fec1ac63d2f2b5.jpg

«Если до 1 апреля компания не подала заявку на получение лицензии, местная власть должна была проинформировать граждан, чтобы те озаботились выбором другой. Если до 1 мая они этого не сделали, по конкурсу должна была быть выбрана новая УК. Но сплошь и рядом людей никто не информировал, власть бездейст­вовала, по­этому появились дома без управления, — говорит Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль”. — Кроме того, у нас есть противоречия в Жилищном кодексе. В одной статье закона написано, что компания не имеет права управлять без лицензии, а в другой — что организация, которая лишилась лицензии, должна управлять домом, пока жители не выберут новую.

Многие муниципалитеты назначили временные УК. Но при этом договоры с ресурсо­снабжающими организациями заключала старая фирма, а перезаключить их в один момент невозможно. Передача персональных данных плательщиков тоже требует определённой процедуры. Поэтому как бы быстро ни назначили новую УК, она не сможет тут же полноценно заработать. Вот почему в стране идёт такая разноголосица. Где-то трудятся старые компании, где-то временные. Запутанность ситуации приводит к тому, что появляются двойные платёжки и организационная неразбериха».


Кто-то делит бизнес, а страдают, как всегда, простые люди. Чтобы не оказаться обманутым, узнайте, получила ли ваша УК лицензию. Если нет, не спешите оплачивать платёжку. Некоторые старые УК продолжают работать без лицензии: вывозят мусор, присылают слесарей, и, если честно, они заслужили оплату. Но может получиться так, что вновь созданная законная организация тоже пришлёт платёжку, и ей вы будете должны. Поэтому пусть они сначала между собой разберутся, а потом уже вы расстанетесь со своими деньгами.

0751e5b329cce5f54001322c465afa21.jpg

Лицензию не отобрать

Замминистра строительства и ЖКХ А. Чибис говорит, что главное достижение лицензирования — «реальная возможность заменить недобросовестную управляющую компанию». «Два административных наказания за год по одному дому — и Госжил­инспекция лишает компанию права управлять этим домом. Если доля таких домов превышает 15% от всего жилфонда, то её лицензия аннулируется», — заявляет чиновник в интервью. Народ слушает и думает: «Здорово! Не починят протекающую крышу — пожалуюсь, будут меня бояться!»


Как бы не так! Эксперты ОНФ подсчитали: чтобы лишить лицензии среднюю управляющую компанию (14 домов), понадобится 1,5 года и сплочённые усилия жителей 2 домов (15% жилфонда). Для аннулирования лицензии большой организации (262 дома) уйдут те же 1,5 года, но только в том случае, если дружно и одновременно будут жаловаться жители 39 домов (15% жилфонда). Если же они будут приходить с жалобами раз в месяц, на процедуры уйдёт уже 4,7 года. Причём, если УК хотя бы раз выполнит предписание (например, наконец вывезет мусор), надо всё начинать сначала... А теперь представьте себе, если УК муниципальная или близкая к местному чиновничеству. Какой шанс отобрать у неё лицензию? Правильно, нулевой.

Поэтому бурная деятельность главного идеолога реформы зам­министра Чибиса видна, но создаётся впечатление, что реальная польза населению может быть заменена бюрократической волокитой и показухой. Не сведётся ли к этому суть реформы?


3a89fd625fbc2e736f600930648ad724.jpg

«Конкуренция в ЖКХ у нас и так была слабо развита, а после лицензирования её вообще не будет. Через год станет окончательно понятно, что реформа не дала положительных результатов. Причём это прогнозировалось экспертами ещё на уровне обсуждения вопроса», — говорит Вячеслав Гуменюк, сопредседатель движения «Жилищная солидарность».

«Плоды лицензирования в виде хаоса люди почувствуют на себе в ближайшие полгода, — говорит Вера Москвина. — А через год страна начнёт возмущаться: «Что же вы наделали?!»

Источник газета АиФ