Управление многоквартирными домами в регионах России
  • Ответственность
  • Оперативность
  • Открытость
+7 (495) 662-98-17
8 Июня 2015, понедельник

31_472922909b276d9d9109bff51092c141.jpg

Город Ярцево, расположенный в Смоленской области, стал флагом для тех, кто еще задолго до начала процедуры лицензирования управляющих компаний, называл этот процесс не иначе как ключевым элементом передела рынка управления МКД.


Этот флаг закрепили на идеологическое древко и активно им размахивают. Даже на первой кнопке городок Ярцево стал забойщиком разговора о том, какие цели лицензирования УК декларировались, и что в итоге имеем.


В детстве мы играли в одну незатейливую игру. Сначала заполняли ладони песком, проговаривая «на войну ушли столько». Затем подбрасывали песок вверх, разворачивая ладони тыльной стороной – «убито столько». Снова песок вверх, ладони в исходное положение – «вернулись вот столько».


В Ярцево на войну муниципальных властей с организациями, осуществляющими деятельность по управлению МКД, отправилось 16 УК. Вернулась одна, муниципальная. Созданная аккурат под лицензирование, не имевшая за душой ни одного дома.


Жители, которых в массе своей в любви к УК не заподозришь, встали на дыбы: «Плохие управляющие компании, хорошие ли, но они наши. Почему вы раскачиваете лодку?».


В студии программы «Время покажет», заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, которого ведущий Петр Толстой назвал главным идеологом лицензирования УК, как мог отбивался. Мол, мы и не ожидали, что все компании получат лицензии. Разве мы были довольны УК? Разве не этого мы хотели, не избавления рынка от неэффективных УК?  


Но, конечно, никакие отговорки в отношении Ярцево не работают. Уж слишком все тут дерзко и топорно. Не завидую главе местной администрации, который подставил реформаторов. Чибис поедет, Чибис разберется. Но на эксцесс исполнителя все списать не получится, потому что подобные ситуации сплошь и рядом по стране.


Нужно разбираться в истоках проблемы. И глубоко копать не нужно. Власти с одной стороны изображают видимость того, что приоритетная задача для них – защита интересов жильцов, формирование класса эффективных собственников. Отсылают критиков реформы к жилищному кодексу, который якобы писался для людей и в пользу людей.


По факту же есть очевидный тренд на ликвидацию последних ростков рыночного развития отрасли управления МКД. Какое, к черту, самоуправление, когда у собственников отбирают ключевую возможность выбора лучших управляющих компаний. Пусть даже лучших из худших, навязывая на выбор тех, кто максимально лоялен к местным чиновникам, либо напрямую с этими чиновниками связан.


Андрей Чибис в передаче «Время покажет» дважды сказал, что лицензирование – это вступительный экзамен. Будет, мол, переэкзаменовка. Также замминистра делал упор на то, что в дальнейшем собственники могут через две жалобы лишать УК права управления их домом. Якобы вот он - механизм самоуправления. Только если перевернуть эту ситуацию и посмотреть на нее глазами чиновников, то у них в руках инструмент постоянного контроля. Вожжи, ошейник-удавка. Инициировать две жалобы жильцов – раз плюнуть. Да что уж говорить, в интересах друзей, попросивших об этой услуге, муниципальные власти могут через нужных людей купить эти жалобы на бирже жалоб, которая непременно появится.


Кто-то возразит: собственники могут наложить право вето на решение об отрешения УК от управления их домом. Да только всем (в том числе и авторам такой модели) хорошо известно, что собственники очень инертная масса. И едва ли будут стеной стоять за свою управляющую компанию.


Еще один пример. Улан-Удэ. Здесь процедуру лицензирования прошли всего 20% от заявителей. В итоге лицензионную комиссию обвинили, внимание, в принципиальности. Управляющие организации обратились в мэрию. Чиновники администрации пошли дальше по иерархической лестнице – к губернатору Наговицыну. И тот своим волевым решением дает указание председателю лицензионной комиссии вернуться к обиженным УК и пересмотреть решения. В итоге, если первоначально из 60 заявителей, лицензии получили лишь 11, то после административного вмешательства, половина отказников получила билет в рынок. А лицензионную комиссию СМИ обвинили теперь уже в не принципиальности.


Вот, что в этой связи говорит директор ГБУ Республики Бурятия «Агентство Жилстройкомэнерго», эксперт портала «ЖКХ Контроль» Раиса Санжицыренова, входящая в состав лицензионной комиссии:


"Причина первичных отказов была простая - управляющие организации недобросовестно отнеслись к выполнению условий лицензирования, неправильно заполнили формы по раскрытию информации  на сайте «Реформа ЖКХ» и не представили договоры управления на дома, включенные в реестр домов по управлению. Это были технические ошибки, но лицензионная комиссия по формальным признакам решила не выдавать им лицензии.  При этом, по условиям лицензирования, не рассматривались отзывы жителей о качестве управления, о договоре управления, о непредоставлении управляющей организацией коммунальных услуг, так как УО в одностороннем порядке без участия жителей решили не предоставлять коммунальные услуги, опасаясь банкротства. Если бы учитывались эти показатели, то не прошли бы и последующие события".


Что получается? Чибис говорит о том, что требования, выдвигаемые управляющим компаниям при лицензировании мягкие. Лицензионные комиссии, там, где они состоят из профессионалов (как в Бурятии, например) понимают, что учитывать надо бы целый комплекс критериев, вынуждены опираться на то, что прописано в законе. Но стоит им подойти к проблеме с должной степенью серьезности, в ситуацию вмешиваются власти.


То есть с одной стороны есть Ярцево, где скромничать не стали и просто накрыли рынок управления медным тазом, водрузив на его вершину муниципальную управляющую компанию без какой-либо кредитной истории. С другой стороны есть Улан-Удэ, где все хотели сделать по закону – по уму, но были одернуты теми, кто вроде как не имеет права оказывать давление на процесс лицензирования.


И зачем все это? Сама по себе идея не вызвала на этапе ее реализации острых выпадов. Даже сами управляющие компании с ней примирились. Еще один эксперт портала, генеральный директор ОАО "РЭУ-20 района Соколиная гора" в общении с нами признала:


"Лицензирование – хороший механизм упорядочивания рынка и сейчас уже можно сказать, что эта процедура нас, что ли, подтянула. Но здесь нужно понимать, что лицензирование нужно сделать беспристрастным, очистить от предвзятости и не игнорировать мнение чистоплотных управляющих компаний при разработке критериев соответствия лицензионным требованиям".

Источник ЖКХ Контроль