Управление многоквартирными домами в регионах России
  • Ответственность
  • Оперативность
  • Открытость
+7 (495) 662-98-17
20 Октября 2016, четверг

Проблема капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, остро встала в регионе с 2015 года – то есть с момента начала реализации региональной программы капремонта. Что делать с такими домами, как проводить капремонт, чтобы соблюсти все требования законодательства, но при том не разорить собственников и не довести дома до разрушения, до сих пор непонятно. Некоторые моменты, связанные с этой проблемой, обсуждались на заседании правительства Ивановской области 19 октября. Дело в том, что Жилищный кодекс возлагает бремя расходов на капитальный ремонт жилых домов исключительно на собственников помещений в доме, а 73-ФЗ «Об охране ОКН» возлагает на тех же собственников ответственность за сохранность объекта культурного наследия и расходы на проведение работ по реставрации. При этом стоимость реставрационных работ (даже если они ничем не отличаются от обычных ремонтных – замена кровли, штукатурные работы на фасаде и т.д., и в ходе этих работ используются самые обычные стройматериалы) в несколько раз выше. А сама процедура оформления документов на проведение капремонта в многоквартирном доме, который является объектом культурного наследия, крайне длительная и муторная, к тому же затратная. Как рассказала депутат Ивановской областной думы Ирина Виноградова, если следовать всем требованиям законодательства, то проведение капремонта в МКД, являющемся объектом культурного наследия, выглядит так: - на многоквартирный дом, который является объектом культурного наследия, нужно получить в комитете по охране ОКН охранные обязательства и акт технического состояния объекта (если дом является вновь выявленным объектом, - то надо получить требования к сохранению, содержанию и использованию ОКН и акт технического состояния объекта); - обратиться в комитет по охране ОКН за получением задания на проведение работ по сохранению объекта; - разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта; - провести государственную историко-культурную экспертизу научно-проектной документации и получить ее положительное заключение; - согласовать с комитетом научно-проектную документацию, получить в комитете разрешение на проведение работ по сохранению объекту; - непосредственно выполнить сами работы по капремонту; - осуществить приемку работ после предоставления отчетной документации в орган, выдавший разрешение на проведение работ. Кроме того, отметила Ирина Виноградова, специфика реставрации объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами, часто связана с невозможностью их научной реставрации, то есть приведению их к первоначальному архитектурному облику. «В таком случае ключевое значение приобретает научно-исследовательские, изыскательские работы, обосновывающие проектные решения по приспособлению памятника истории и культуры к современному использованию, подчеркнула депутат. - Таким образом, процедура достаточно сложная и во временнОм, и в финансовом исполнении. При этом достичь цели – сохранить объект культурного наследия – в рамках действующей программы невозможно». Виноградова предложила рассмотреть возможность создания отдельной областной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, потому что ни собственники, ни регоператор в нынешних условиях просто не смогут справиться с таким обилием обязательств и ограничений. Председатель комитета по охране ОКН Анна Рожкова также подчеркнула сложность этой проблемы. В 2016 году комитет по охране ОКН провел инвентаризацию многоквартирных домов, являющихся памятниами истрии и культуры. Оказалось, что всего на территории области расположено 169 таких домов, у 67 из них определена категория историко-культурного значения, 102 дома (62%) являются вновь выявленными памятниками. К сожалению, уточнила Рожкова, 73-ФЗ об охране ОКН не предусматривает исключения из общего порядка проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении многоквартирных домов вне зависимости от их объема. Капремонт домов, являющихся ОКН, должны проводить организации, имеющие лицензию Министерства культуры на проведение реставрационных работ, при условии осуществления технического и авторского надзора. Что, соответственно, увеличивает стоимость капремонта. «По мнению Минстроя, целесообразно рассматривать возможность оказания дополнительной государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в таких домах, а также возможность установления дифференцированного минимального размера взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в домах, являющихся объектами культурного наследия, - рассказала Рожкова. - Согласно позиции Минстроя финансирование работ относится к компетенции субъектов Российской Федерации, принятие на федеральном уровне отдельной государственной программы нецелесообразно». То есть федеральные власти плавно переложили ответственность на регионы, у которых – во всяком случае, у Ивановской области – нет «лишних» денег в бюджете на финансирование капремонта объектов культурного наследия. По информации, приведенной Анной Рожковой, такие обязательства на себя приняли только Санкт-Петербург, Волгоградская и Тамбовская области. Губернатор Павел Коньков в своих комментариях ограничился лишь поручением отдельно проработать этот вопрос и обсудить его на заседании правительства, посвященном реализации программы капремонта в регионе, которое должно состояться в ближайшие недели. Очевидно, что при таком подходе со стороны федеральных властей и при таком состоянии бюджета региона, как сейчас, многоквартирные дома, являющиеся ОКН, в обозримом будущем капитального ремонта не дождутся. Остается надеяться только на инвесторов и меценатов, о которых постоянно упоминал губернатор в ходе обсуждения охраны объектов культурного наследия. Хотя гораздо вероятнее, что эти многоквартирные дома просто будут рушиться, и тогда придется проводить противоаварийные работы и расселять людей. А там, гладишь, культурное наследие само по себе разрушится.

Источник Слухи и Факты